Авазе — тренировка с партнером.
Агатсу — победа над собой.
Ай
- Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айкидзюцу и Айкидо.
- Любовь (в другом написании). Дух любви — это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.
Аи нюке — взаимный уход.
Аи учи — взаимное убийство.
Аи ханми — стойка соответствия. Положение партнеров, при котором у обоих впереди одноименные ноги.
Айки Дзиндзя — храм Айки. Дух Основателя обитает в этом здании, расположенном в Ивама, префектура Исараги.
Айки Оками — Великий Дух Айки. Высший символ тех идеалов, которые наиболее почитались Основателем.
Айки наге — «духовный» бросок, бросок при помощи духа.
Айки-Кэн — фехтовальная техника Айки. Фехтование согласно принципам Айки.
Айки — сочетание Ки Все элементы Вселенной возникают из сочетания положительной и отрицательной Ки: занимающиеся Айкидзюцу и Айкидо добиваются гармонии своей Ки как с Ки партнеров, так и с Ки окружающего мира.
Айкидо — путь гармонии. После десятилетий различных физических и духовных исканий Основатель Айкидо Морихей Уэсиба избрал это имя для обозначения его уникальной системы.
Айкидока — занимающийся айкидо.
Айкиотоши — глубокий вход с подбросом внешней ноги уке.
Айкучи — нож танго для ношения женщинами без цуба.
Андо — упражнение или отработка.
Атеми — удар. Оборонительный удар, применяемый для нейтрализации вашего партнера для потери им равновесия и эффективного проведения вами приема.
Аши сабаки — работа ног.
Аши — иногда обозначает ногу, иногда ступню.
Аюми-аши — скрещивающиеся ноги (задняя нога выдвигается и становится передней).
Бо — деревянная палка около 6 футов длиной.
Боккен — бокуто — деревянный меч.
Бу — воинственный пыл, боевой дух. В Айкидзюцу и Айкидо Бу означает доблестный и неукротимый дух, тем не менее не спорящий и не препирающийся. Айкидо есть предельное выражение Бу, которое в основе своей означает искусство предотвращать столкновение объединением.
Будо — военный путь, боевые принципы. Принципы проистекают из воинских искусств как, например, Дзюдо из Дзюдзюцу.
Будока — тот, кто исповедует боевые принципы; человек, следующий воинственным путем, дорогой воина.
Бушидо — путь воина.
Ваза — техники, формы приемов.
Ваки гамае — меч, смотрящий вниз и назад.
Вакизаши — короткий меч.
Гаеши (каеши) — перемещение наружу или навстречу с вращением.
Гамае — стойка.
Гассе — встреча рук.
Гедан — нижняя позиция, уровень. Меч или руки на уровне бедер.
Гендайто — современный меч (сделанный приблизительно в 20-ом столетии).
Гери — удар ногой.
Ги (до ги) (кейко ги) — одежда для тренировки.
Гири
- Разрез.
- Обязательство, долг.
Гоккё — пятый прием удержания противника.
Гяку ханми — встречная (зеркальная) позиция партнеров.
Дайто рю — традиционная система Айкидзюцу.
Дан — ранг черного пояса.
Дзансин — неразрушимое сосредоточение. «Следование сквозь» прием, «через» технику. Даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.
Дзе дори — отбирание дзе. Приемы обезоруживания противника, вооруженного дзе — посохом, палкой, дубинкой.
Дзе доса — упражнения с палкой.
Дзе — Деревянная палка приблизительно 4-5 футов длиной.
Дзедан — верхний уровень. Меч или руки на уровне плеч или чуть выше.
Дзин но кокю — дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации.
Дзию ваза — свободные атака и защита.
Дзюдзи наге — бросок, при выполнении которого руки уке скрещиваются по прямым углом.
Дзюдзи — пересечение рук.
До — путь, способ, метод, вид, манера. В Японии любое искусство, ставящее целью достичь технического и духовного совершенства, называют До — Путем к гармонии духа и тела.
Доги — тренировочная одежда.
Додзе чо — глава додзе.
Додзе — буквально место пути. Тренировочный зал. Название применимо как к буддийским храмам, так и к любому тренировочному залу, где исповедуется путь.
Дока — песни пути. Вака — 5-7-5-7-7 — сложные стихи духовного назначения. Основатель создал немало дока, отражающих основную суть Айкидо.
Домо аригато годзаимасьта — по-японски «большое спасибо».
Досю — великий мастер, магистр. Согласно японским обычаям, положение Великого мастера, магистра должно передаваться по наследству. В настоящее время Досю — Моритеру Уэсиба, внук Основателя.
Заншин — сбалансированная стойка.
Зеншин — перемещение вперед.
Зори — сандалии, для прохода на татами, чтобы сохранить его чистым.
Ики — дыхание. Ики представляет скорее физический акт газообмена в легких, тогда как Кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания.
Иккё — первый прием удержания противника.
Ирими наге — бросок «входом». Вторая из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
Ирими-тенкан — иногда называют тай сабаки.
Ирими — перемещение со входом.
Йоко — сторона.
Йокомен — сторона головы.
Каеси ваза — встречная техника, техника противодействия.
Кайден — диплом мастера. Выпускное свидетельство, присуждаемое в соответствии с традиционной системой обучения боевым искусствам.
Кайсо — Основатель. Этим именем принято представлять Морихея Уэсибу (варнант О-Сэнсей).
Кайтен — поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально «открой и поверни». Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
Камае — положение или стойка с оружием или без него.
Ками — божество, божественный дух, святое вдохновение, возвышающее человека. Японская традиция ками не имеет прямых параллелей в западной религиозной терминологии.
Камиза — маленькая святыня, часто размещаемая перед додзе.
Кансетсу ваза — совмещенные техники.
Канся — признательность, благодарность. Айкидо придает особое значение выражению благодарности и признательности не только вашим наставникам и соученикам, но и всем членам общества и всем элементам творения.
Ката — фиксированная форма или предписанный образ перемещения. Используется в боевых искусствах как метод обучения.
Катаме ваза — техника удержания.
Катана — то что вульгарно называют самурайским мечом.
Катате дори — захват одной рукой за запястье.
Катсу джин кен — меч, который сохраняет жизнь.
Качихаяби — «победа со скоростью света».
Кейко ги — более формальное название для ги (см. выше).
Кейко — тренировка с духом и блокированием.
Кендзюцу — техника фехтования. Приемы Айкидзюцу и Айкидо, выполняемые с мечом.
Кеншо — просвещение (см. мокусо и сатори).
Кеса гири — разрезание корпуса поперек груди (яйдо).
Кеса — пояс, носимый по диагонали поперек груди буддистскими священниками.
Ки мисуби — ки но мисуби — буквально Ки.
Ки — мнение. Дух. Энергия. Насущная сила. Намерение (по-китайски — хи). Ки — жизнетворная субстанция вселенной, не имеет эквивалента в других языках и иных учениях. Основополагающий элемент всех аспектов восточной культуры — философии, медицины, искусства, физической тренировки. Ки может быть осознана лишь при непосредственном восприятии.
Кикан танден — вместилище Ки. На востоке считают, что психический и духовный центр располагается у человека на пять сантиметров ниже пупка в точке кикай канден. Как источник физической мощи эта область используется в упражнениях, отрабатывающих владение Кокю и Ки.
Кири гаеши — большой диагональный разрез мечом заканчивающийся в ваки гамае положении.
Кири отоши — нисходящий разрез.
Кири хираку — пресекай и открывай. Движения Айки-меча, отсекающие скверну и открывающие пути духовного развития.
Кири — разрез.
Кириками — первое удостоверение. Вступительное свидетельство, присуждаемое согласно традиционной системе обучения боевым искусствам.
Кихон ваза — наиболее формальный способ выполнения или демонстрации техники.
Кияй — исполненный Ки. В физическом плане кияй выражается как пронзительный крик исторгаемый из глубины вашего существа. В духовном плане выражается как мощное излияние жизненной энергии.
Козуши — удар и/или резкое выведение из равновесия уке.
Кокоро — «сердце» или «мысль».
Кокю хо — дыхательная медитация. Особый вид сосредоточения и подготовительные приемы, способствующие успокоению духа и установлению истинного Кокю.
Кокю — движущееся дыхание. Концепция Кокю подобна индийской идее праны — «жизненного дыхания космоса». Когда ваше Кокю полное и глубокое, вы созвучны действию вселенной.
Коси гаеси — бросок бедром.
Косука — название первою тренировочного зала Основателя в Токио.
Коте
- Нарукавник, выполняется приблизительно от основания большого пальца до середины предплечья.
- Перчатки используемые в яйдо и кендо.
Котегаеши — выкручивание запястья. Бросок выкручиванием запястья.
Кото — старый меч (сделанный до 1573 года).
Котодама — священные слова. Древняя синтоисткая наука священного звука и речи.
Кохаи — юниор.
Кошиита — задняя часть хакамы.
Кошин — перемещающийся в обратном направлении.
Кузушин — выведение из равновесия.
Кумиджо — упражнения по согласию с джо.
Кумитачи — упражнения по согласию с мечом.
Кушо точки — точки акупунктуры.
Кю — ранг белого пояса или любой ранг ниже шодан.
Ма ай — боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста и вооружения партнеров.
Мае гери — удар ногой вперед с фиксацией ноги.
Мае укеми — кувырок вперед.
Мае — передняя сторона, спереди.
Макото но кокю — истинное дыхание. Другое название для дыхательной медитации.
Масакатсу — «истинная победа» (см. агатсу и качихаяби).
Масакацу акацу — «Действуя согласно с истиной, мы всегда выйдем победителями». Известное изречение Основателя, суммирующее этику Айкидо.
Миги — правая сторона.
Мисоги — ритуальное очищение. Хотя обычно обряды мисоги включают водное очищение (например под водопадом), Основатель полагал, что все приемы Айкидо должны быть формами мисоги.
Митсубуши — удар по глазам тыльной стороной ладони.
Мокуроку — перечень приемов. Второе свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.
Мокусо — размышление.
Мороте дори — удержание двумя руками.
Муне цуки — удар или толчок в грудь.
Myшин — буквально «не думая».
Мэнке — диплом учителя. Третье свидетельство, присуждаемое согласно классической системе обучения боевым искусствам.
Мюданша — студенты без черного пояса.
Нагаре — течение, поток. Непрекращающееся извержение Ки в процессе исполнения приемов.
Haгe — человек, который понимает или принимает. Защищающийся. Тот, на кого проводится атака и кто сам проводит прием, обороняясь от нападения; также и сам прием-бросок.
Никке — второй прием удержания противника.
Нинджё — сострадание.
Нукитсуке — рисунок меча.
О-сэнсэй — Основатель айкидо (Морихэй Уэсиба); дословно: «Великий учитель».
Оби — лента, пояс.
Омоте — передняя сторона.
Омото-ке — учение великой основы. Религия, основанная в начале XX века Дегути Нао Дегути Онисасуро. Основатель был горячим приверженцем Омото-ке с тех пор, как ему минуло тридцать.
Онегаи шимасу — «я приглашаю Вас потренироваться со мной».
Осае ваза — техника удержания.
Осае — нажатие, давление, удержание.
Отоши — скинуть.
Рандори — обучение всеми способами.
Рей — поклон. Формальный жест почтения и благодарности, исполняемый занимающимися Айкидзюцу и Айкидо.
Рейги — этикет.
Реншу — Рен (повторение) Шу (учиться) или обучаются повторением.
Рю — стиль школьного или военного искусства.
Сабаки — перемещение.
Санкё — третий прием удержания противника.
Саншо — три победы (техника меча Чиба Сэнсэя).
Сатори — просветление.
Саю андо — техника влево-вправо.
Сая — ножны.
Сейза — правильное сидение, спокойное сидение. Классическое положение в боевых искусствах сидя на коленях.
Семпай — старший студент.
Сэнсэй — учитель. Титул, применяемый к вашему наставнику.
Сетсу нин то — «меч, который убивает».
Сетсузоку — соединение.
Сикко — шаг самурая. Передвижение на коленях.
Синто — «путь богов». Религия Японии.
Сихан — мастер-наставник. Титул, применяемый к учителям высших рангов.
Сихо-кири — четырехсторонний удар. Основное движение меча в Айкидзюцу и Айкидо.
Сихонаге — бросок в четырех направлениях. Первая из основ бросковой техники Айкидзюцу и Айкидо.
Субури — базовая техника джо или бокена заключающаяся в ударах и бросках.
Сувари ваза — техники, выполняемые уке и наге в сидячем положении.
Сувари — сидящий, сидя.
Сукаши ваза — техника выполняемая без того, чтобы позволять нападавшему завершить захват или приступить к удару.
Суки — раскрытие, чтобы напасть.
Суми гаеши — бросок углом.
Суми отоши — бросок давлением в локоть.
Сури-аши — скользящий шаг.
Сутеми — буквально «бросок от тела». Бросковая техника выполняемая в падении.
Taй атари — вход и блокирование.
Тай дзюцу — техника тела. Приемы, выполняемые без оружия.
Тай но хенко — тай но тенкан — смесь базисных техник, включающая вращение на 180 градусов.
Тай сабаки — перемещение. Движение тела в Айкидзюцу и Айкидо должно быть свободнотекущим, естественным и осторожным.
Тай-ги — обычно шесть методов, выполненные последовательно (Ки айкидо).
Тайдзюцу — «искусство тела», то есть невооруженная техника.
Танден — центр.
Танинсугаке — техника против многих нападающих.
Танго — кинжал.
Татами — маты.
Таши ваза — техника выполняемая стоя.
Тачи — тип японского длинного меча.
Тачи тори — отбирание меча.
Тегатана — рука-меч. Поскольку приемы Айкидзюцу и Айкидо основаны на движениях меча, то рука с пальцами, активно источающими Ки, может сама действовать наподобие меча.
Текуби — запястье.
Тенкай — см. кайтен.
Тенкан — перемещение с вращением. Вращение тела на 180 градусов. (Иногда — это поворот на 180 и шаг обратно).
Тенчи — небо и земля. Общепринятое выражение в Айкидо. Следует каждого считать маленькой вселенной, вырастающей из земли и достигающей небес. Также обозначается и целая группа приемов — Тенчи-наге, бросок «неба и земли».
Тенчин — перемещение, где наге отступает под 45 градусов назад.
Ти но кокю — дыхание земли. Вторая стадия дыхательной медитации.
Тори — другое название для наге (человек, кто бросает).
Торифуне — практика дыхания и положения.
Тсука — ручка меча, бокена.
Уке — бросаемый человек, нападающий.
Укеми — буквально «получающий через тело». Падение. Способ совершения контролируемого падения когда вас бросают.
Ура — «тыльный».
Учи-деши — студент.
Учи
- Внутрь.
- Удар.
Усиро укеми — обратный кувырок.
Усиро — в обратном направлении или сзади.
Уэсиба Киссомару — сын основателя айкидо.
Уэсиба Моритеру — внук основателя, айкидо дошу.
Уэсиба Морихей — основатель айкидо (см. О-сэнсэй и кайсо).
Фукошидоин — вспомогательный инструктор.
Фури кабури — перемещение с поднятием меча.
Хакама — разделенная юбка, обычно надеваемая в ранге черного пояса.
Ханми хантати — позиция, где наге сидит, а уке стоит.
Ханми — полуоткрытая стойка в Айкидзюцу и Айкидо, в которой ступни образуют треугольник.
Хаппо — восемь направлений; как в хаяпо-андо (упражнения на восемь направлений) или халпо-гири (восемь направлений ударов мечом).
Хара цуки — удар или толчок в центр (в живот).
Хара — центр тела, массы. Также центр разума и духа.
Хассо но камае — стойка «восьми форм» (меч/джо около головы).
Хенка ваза — различные техники. Особенно при начале одного метода и изменении на другой на половине выполнения.
Хидари — левый.
Хираки аши — задняя нога идет вперед ставится по направлению к противнику, передняя нога поворачивается до возвращения в камае, но с другой ногой впереди. (Как в начале 2-ой формы иккё).
Хито — человеческое бытие, человеческое существо, человек. «Человеческое существо — это ребенок божественности, жизненная обитель великой святости» — известное изречение Основателя.
Хитомей — равная позиция, ноги параллельны направлению вперед.
Хитори ваза — схватка с тенью.
Хомбу додзе — термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.
Цуба — гарда меча, боккена.
Цуки — удар или толчок (чаще по центру).
Чидори-аши — скрещивающийся шаг (зигзаг).
Чоку тсуки — прямой удар рукой.
Чокусен — прямой. Таким образом шокусен но прими — прямой вход.
Чудан — средняя позиция.
Чушин — центр.
Шидоин — формальное название, приблизительно, «инструктор».
Шикаку — позиция относительно партнера, где для него трудно продолжить выполнение.
Шинаи — бамбуковый тренировочный меч.
Шинкеншобу — буквально «Поединок с живыми мечами».
Шиннё — подобие.
Шиншинто — новый меч (сделанный между 1760 г. и 1900 г.)
Шите — исполнитель техники (буквально «делающие руки»).
Шомен — передняя сторона или верх головы. Также передняя сторона додзе.
Шошин — новички каждый раз Вы — уке или наге.
Эмпи учи — удар локтем.
Энги — взаимосвязанные истоки.
Юданша — старшие степени (Даны).
Яй гоши — бедра опущены, устойчивое положение.
Яйто — тупая катана.