ИСТОРИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

История боевых искусств — Индо-китайский период.

 Истина сокрыта вне письмён,

В знаках и словах не передать Закон.

К сердцу обратись, вовнутрь и вспять,

Чтобы себя постигнув, Буддой стать!

Бодхидхарма (VI в.)

Индийский период, китайский и японский периоды

Все они взаимосвязаны, и эти связи действуют по настоящее время. И было бы весьма не корректным рассказывать лишь о становлении и развитии Кэмпо в Японии. И в странах, в которых эта система появилась в дальнейшем. Необходимо знать и помнить истоки. Так о чём же говорит история?

Истоки многих видов единоборств Востока теряются в глубине веков. Именно по этой причине представляется сложным точное воспроизведение фактов, дат и событий. Которые имели место на пути развития этого своеобразного вида совершенствования духа и тела.

Как утверждает предание.

В 520 году из Индии, перебравшись через Гималаи. В Китай пришел индийский монах Бодхидхарма (по яп. Бодай Дарума либо Дарума Дайси). Согласно чаньской традиции именно он является первым Патриархом Чань- (яп. Дзэн) буддизма (и 28-м общебуддийским). Целью монаха была проповедь буддизма. В той его форме, которую он считал верной. И вполне доступной для разных слоев населения Китая. Потому как на тот момент, практика буддийского Учения у китайцев. Была сведена к постройке все более дорогостоящих храмов и пагод. Изваяний из драгоценных металлов статуй Будды и т.д.

Период правления императора У-ди.

В тот период правил император У-ди (502-549 г.), являвшийся ярым приверженцем и покровителем буддизма. Именно тогда развитие и распространение этого Учения по всем провинциям Китая достигло своего апогея. Имея императорскую поддержку, буддийские храмы (яп. Дзиин) вырастали как грибы. К моменту прибытия Бодхидхармы в Поднебесную, по всей территории Китая насчитывалось уже 47 монастырей. Которые находились на государственной дотации. Восемь монастырей, существовавших на частные пожертвования богатых семей. И 30 000 буддийских храмов, обеспеченных пожертвованиями прихожан.

Между тем, при императорском дворе, куда первоначально попал миссионер. Его трактовка буддизма, требовавшая продолжительных сидячих медитаций и углубленного взгляда во внутрь себя. Не была понята и принята.

На вопрос лянского императора: «Как будут оценены мои духовные заслуги?. Ведь я так много денег жертвую на постройки новых монастырей, храмов. Поддерживаю буддийские общины, предоставляю монастырям массу льгот». Ответ был прост: «Всё это ничего не стоит и не имеет значения. Всё это не более, чем тень и пустота». Сознавая, что от него ожидался совсем иной ответ, Бодхидхарма покинул разочаровавшегося в нём императора. И продолжил свой путь, ища последователей и учеников в других провинциях Китая.

Придя в провинцию Хэнань, странствующий монах поселился в монастыре под названием «Шаолинь-Сы». Этот монастырь был построен на горе Сушань специально для индийских миссионеров. Именно там его учение попало на благодатную почву. На которой и зародилось религиозно-философское учение. Известное сегодня во всем мире под названием Чань-буддизм. 9 лет Бодхидхарма передавал истинный буддизм монахам.

Бодхидхарма

Сам Бодхидхарма был весьма интересной личностью. Он принадлежал к касте брахманов. Будучи третьим по старшинству сыном владетельного южно-индийского раджи Сугандха, воспитываясь в княжеском дворце. Он изучал наряду с древними Ведами и буддийскими сутрами, традиционные воинские искусства. В том числе и кулачный бой (известный под общим названием «боевое искусство древней Индии». По яп, Тэндзику нара но каку). Много времени он уделял физическим упражнениям. Всегда памятуя о том, что сам Будда Гаутама покорил сердце принцессы Ясудары. Только после того, как победил соперников в метании камней, фехтовании и кулачном бою.

Известность.

Бодхидхарма

С именем Бодхидхармы связывают многие легенды: о появлении в буддийских монастырях традиции питья чая. О создании им «шаолиньского стиля» и пр.

Единственным подлинным из приписываемых ему сочинений считается. «Трактат о двух вхождениях и четырёх действиях» (по кит. Эр жу сы син лунь; по яп. Ни ню си гё рон). В котором объясняются основные методы достижения просветления (Бодхи), выражающиеся в интуитивном постижении и практической деятельности.

Однако, повсеместную известность Шаолиньскому монастырю принесла, отнюдь не практика Чань-буддизма. Дело в том, что в стенах этого монастыря была разработана уникальная система психо-физического тренинга. Ставшая (в последствии) базой для целого ряда направлений единоборств. Известных под общим названием — Кэмпо (яп) или Цюаньфа (кит).

Нужно отметить, что сам Бодхидхарма, вероятнее всего, не придумывал. И не изобретал техники ведения рукопашного поединка. По-видимому, правильным будет предположить. Что за основу преподавания он взял методики древней индийской системы боя, изучаемой в молодости. Известной под названием Калари Паят.

Калари Паят.

С позиций сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что этому виду единоборств более 6000 лет. И за свою многовековую историю оно не подверглось значительным видоизменениям. В те времена оно широко культивировалось по всей территории древней Индии. Конечно же, в истории существования Калари Паят были и моменты забвения. Когда эта система была практически утрачена. Однако, были найдены отдалённые небольшие деревеньки. В которых это искусство сохранено и развивается до сих пор.

Как и Шаолиньская школа в будущем, искусство Калари Паят делилось на: Северное (Вадаккан) и Южное (Тэркан) направление. Практикующие различные методики овладения оружием, вольным боем и медицинскими аспектами.

Южное направление Калари Паят, которое, собственно, и изучал Бодхидхарма. Включало в себя 5 уровней: «Суваду» (одиночное исполнение техники с оружием и без него). «Путупиривум» (методы удержания, удушения, сопровождения). «Этиеридал» (техника бросков). Наиболее интересными разделами были, пожалуй, «Парпаирчи» — методы ведения свободного боя. «Марма-Ади» — способы воздействия на жизненно важные центры тела человека. Но при всей многогранности и действенности этой системы нужно отметить. Что она базировалась на серьёзной религиозной платформе.

Принесенные знания.

Кстати, знания об энергетических каналах на теле человека, точках и методах воздействия на них. Китайцы узнали тоже благодаря буддийским монахам из Индии. Не было никакого больного китайского крестьянина, который случайно, работая на поле ткнул себя куда-то, и после этого выздоровел. В Китай эти знания поступили уже в готовом виде. 2500 лет тому назад, во времена Будды, жил известный врач по имени Гиба (яп). Откуда знал он обо всём этом, история умалчивает, однако, эти знания передавал людям именно он. Попав в Китай, эти знания стали развиваться далее, и, в конце концов, возникла китайская медицина. Многие методы воздействия на точки и каналы впитали в себя и боевые искусства Китая.

Таким образом, с помощью Бодхидхармы, в своих разработках философии и техники Кэмпо, китайские монахи имели уникальную возможность использовать опыт своих индийских предшественников. Мировоззрение сподвижников индийской школы не конфликтовало с китайской ментальностью того времени. Оно чрезвычайно гладко вписывалось, и поэтому, именно в Китае с лёгкостью были подхвачены эти идеи.

До прихода Бодхидхармы в Шаолине вся практика буддизма преимущественно сводилась к чтению сутр, пению мантр и сидячей медитации (яп. Дзадзэн). Новшество Бодхидхармы имело простой смысл: «Необходимость одновременного развития, как Духа, так и Тела». Вот чего не хватало раньше в практике. Все, в лучшем случае, были увлечены лишь развитием собственного Духа, забыв о другой неотъемлемой составляющей любого живого существа — Теле.

Китайский период

Изначально Кэмпо не придумывалось монахами Шаолиня, как средство самозащиты и в полном смысле боевым искусством не считалось. Это суждение — ошибочно, и рождено, скорее всего, в угоду тем, кто использовал (или использует) популярность данной системы в своих узких (меркантильных или эгоистических) целях. Послушники Шаолиня воспринимали Кэмпо, так же, как и дзадзэн (сидячая медитация), за аскетическую практику и метод очистительных предписаний, имеющий своей целью создание гармоничного единства духа и тела. Физическая крепость, достигающаяся в ходе практики Кэмпо и ослабленное длительной сидячей медитацией тело, представляли собой две абсолютные противоположности. Но совместная их практика принесла поистине феноменальный результат в развитии человека, как гармоничной во всех отношениях личности.

Конечно, с позиции сегодняшнего дня об этом рассуждать достаточно просто. Ведь каждый, сколько-нибудь образованный человек, знает об одном из основных законов философии — законе единства и борьбы противоположностей. Но, в то время, о котором идет речь, соединение воедино совершенно противоположных религиозно-философских практик и взглядов, поиск оптимальных техник и разработка целостной системы психо-физического тренинга, производились методом многочисленных проб и ошибок и, несомненно, требовали гибкого ума, высокой проницательности и совершенной интуиции.

Идея.

Практически все основные принципы, привнесённые Бодхидхармой, которые были бережно сохранены и доработаны в Китае монахами храма Шаолинь.

Итак, храм «Шаолинь-сы», индийский монах Бодхидхарма и его ученики стали отправной базой для развития религиозно-философской школы Чань (Дзэн) и широкой практики физического тренинга, известного под общим названием «Кэмпо». Частенько можно натолкнуться на высказывания, что Бодхидхарма пришёл и научил монахов драться. Но нужно понимать, что этого могло и не быть. Суть в другом — он передал им саму ИДЕЮ, о необходимости развития Тела, наравне с Духом. До него этого не было. Передав эти принципы, эту философию, он тем самым дал мощный толчок к дальнейшему развитию этой идеи. Естественно, что после Бодхидхармы в Шаолине бывали и другие индийские миссионеры, которые, в свою очередь, могли передавать какие-либо боевые приемы. Однако, идея объединения боевого искусства (как мощнейшего катализатора в духовном становлении) и религиозной практики принадлежит Бодхидхарме. До сих пор в Шаолине, как святыня хранятся три принципа, переданные им: железное здоровье, несломимый дух и искусство самозащиты — вот основа самостановления (яп. Дзико какурицу).

Искра должна вспыхнуть в человеке, подобно тому, как она возникает от взаимодействия положительного и отрицательного полюсов. Стоит лишь отключить один из полюсов, и искра погаснет. Гармония внешнего и внутреннего, уверенность в своих мыслях, чувствах, поступках становилась залогом состояния перманентного счастья для последователей Бодхидхармы. Совершенствование тела и предельное развитие физических способностей при занятиях Кэмпо должно было способствовать духовному очищению, ясности мысли, воспитанию гуманности, бесстрашия и решительности.

Сила и популярность.

Справедливости ради, нужно заметить, что у Бодхидхармы тогда были и противники. Не всем пришлась «по вкусу» идея необходимости выполнения каких-либо тяжелых упражнений. Но в этом противостоянии идеи Бодхидхармы доказали свою жизненность на деле, когда на храм неоднократно нападали. Монахи имели силы себя защитить. В истории зафиксирован факт, как 400 монахов остановили манжурскую армию, имея в руках только железные посохи. Это свидетельствует об их необычайной силе тела и духа.

Популярность храма «Шаолинь-сы» и его послушников росла быстро и повсеместно. Это не могло не вызвать резко отрицательной реакции со стороны правящих кругов. К тому времени время правления лянского императора У-ди подошла к концу, а вместе с ней закончилось и золотое время расцвета буддизма. Следующие правители, в отличие от У-ди, не то чтобы не питали нежных чувств к буддизму, но являлись активными противниками оного.

Многочисленные пожары, разрушения, уничтожение редчайших трактатов по философии и практике Кэмпо, повсеместное преследование монахов — таковым стал удел «Шаолиня» в те года. Можно уверенно утверждать, что Кэмпо перестало существовать, как истинно монастырская Школа. Монахи разбрелись по всему Китаю, передавая свои навыки мирянам. Быть может, это и является объяснением того, что так много разных стилей вышло из стен храма.

Позже «Шаолинь-сы» был восстановлен. Его новые послушники проявляли большую активность в вопросах буддистской практики, философии и медицины. Но нет ни одного доподлинно известного факта о дальнейшем развитии ими Кэмпо в том виде. В котором оно изначально зарождалось. С сожалением приходится констатировать факт, что Кэмпо полностью исчезло из мест своего становления.

Зарождение «золотой эры».

Shaolin-wushu

Были в истории Китая периоды.  Поздний период Сунской династии и вплоть до наступления правления династии Цин. Когда Кэмпо переживало поистине «золотую эру». Существуя (после разрушения Шаолиня) лишь как отдельные техники и комплексы. Уникальная система, тем не менее, продолжала жить. Огромное количество школ, обилие мастеров (как мнимых, так и истинных). Искреннее желание народа познакомиться с Кэмпо. Все это было присуще данному периоду. Конечно, наиболее популярными и почитаемыми были те Школы. Которые, в той или иной степени имели историческую связь с истинным Кэмпо монахов «Шаолинь-сы». И поэтому не стоит удивляться, если кто-то из мастеров сегодняшнего дня считает. Что именно он продолжает практику истинного Шаолиньского искусства. Все мы (почитатели единоборств Востока). И так или иначе, обязаны бойцам Шаолиня тем, что имеем возможность сегодня изучать уникальное искусство. Объединяющее практику духа и тела, разума и силы.

«Золотая эра» Кэмпо

Продолжалась вплоть до 20 века. Причем развитию искусства не помешали ни страшные гонения, ни строгий закон 1730 года, запрещающий практику Кэмпо в любых его проявлениях, ни потопленное в крови Боксёрское восстание 1900 года.

После строгого указа 1730 года, когда казалось, что Кэмпо вовсе исчезнет или останется в искалеченном виде, дело продолжили многочисленные тайные общества. Императорское правительство не признавало политических партий и каких-либо других узаконенных органов народного протеста, и тайные общества в течение долгого времени служили целям защиты и взаимопомощи, особенно во времена усиления гнета. Многие из них создавались на основе религиозных сект, но чаще всего объединение происходило на почве занятий Кэмпо. Тайные общества, как правило, увеличивали свою активность на конечных этапах существования династий.

Восстание боксеров.

Восстание боксеров 1900 года стало результатом действий нескольких тайных обществ, объединившихся для осуществления общей цели — построения государства на основе справедливости и гармонии. Сначала восставшие выступали против династии Цин, но в конце XIX столетия, вследствие смены настроений в народе, они направили свои действия против иностранных колонизаторов и стали более или менее процинскими. Вдовствующая императрица Цы Си (1834-1908) и ее советники на первых парах поддерживали боксеров, но позднее, когда разгром восстания стал неминуем, выступили против него. Без императорской поддержки восстание боксеров потерпело крах, и с его разгромом Кэмпо в Китае пришло в упадок. В 1900 году китайское правительство приняло эффективные меры для запрещения занятий кэмпо. Оно закрыло все залы для занятий, казнило руководителей и безжалостно искоренило Кэмпо.

Выход на свет.

Лишь после смерти «Железной императрицы», началось очередное возрождение боевых искусств. Оставшиеся в живых мастера начали потихоньку выходить из подполья, чтобы передавать свои знания. Период запретов и гонений был слишком долог, и нанес непоправимый ущерб традиции боевых искусств, так как многие мастера, не желая в то время передавать знания, уносили их с собой в могилу. Но, тем не менее, процесс развития уже был начат.

Следующий период опять стал своеобразным испытанием — Кэмпо столкнулось с властью коммунистов. Коммунистическая власть Китая прилагала большие усилия, чтобы искоренить боевые искусства и мастеров, как носителей этих знаний. Однако волна репрессий коснулась все же не всех. Многие смогли вовремя выехать из страны, тем самым, сохранив жизнь себе и Кэмпо.

Остатки Кэмпо.

Остатки Кэмпо стали разрушать «изнутри». Боевое искусство было максимально акробатизировано — это внешний аспект, а внутренний — произошла подмена целей. Все что можно увидеть в современных китайских фильмах с нехитрыми сюжетами, всё это уже результат влияния компартии Китая. Под кумачовые лозунги «наши шпагаты самые шпагатные» и «наши сальто самые самые в мире» умирали остатки боевой традиции Поднебесной. Все тяжелее было найти хорошего Учителя, но еще тяжелее стало найти хорошего Ученика. С затянувшимися репрессиями, расстрелами мастеров, видоизменениями Кэмпо, происходящими по многим причинам, вытравливались из сознания людей изначальные цели и принципы, с которыми и создавалось Кэмпо. Мастера находились в глухом подполье и особого желания проявлять свои знания и навыки они не имели.

Все-китайский турнир

На Все-китайском турнире по военным искусствам, проходившем в Пекине в 1956 году лишь некоторые упражнения могли бы послужить доказательством того, что Кэмпо имело место в китайской военной традиции.

Частые и плотные контакты китайцев с Кореей, Японией, другими странами Дальнего Востока, не могли не смешать культурные и социально-философские ценности народов этих стран. Не остались в стороне от этого процесса и системы психо-физического тренинга человека. Именно поэтому, мастера боевых искусств Востока без особых затруднений определяют в том или ином виде (Школе) единоборств китайский, японский или какой-либо иной корень. И именно поэтому не стоит, практикуя любую из систем боевых искусств Востока, утруждать себя поисками изначального источника. Это заведет Вас в тупик, родит тысячи противоречий и поставит такое количество вопросов, ответить на которое в течение человеческой жизни просто не представляется возможным.

Шаолинь-сы

Китайский монастырь «Шаолинь-сы» подарил миру уникальную систему совершенствования человеческого духа и тела. И , хотя, до наших дней она дошла в несколько измененном виде, многие Школы и направления боевых искусств, используют в своей практике элементы монастырского единоборства и по сей день. Кстати, сам «Шаолинь-сы» сегодняшнего дня — это «туристическая Мекка», вокруг которой расположилось неисчислимое количество Школ, Академий и институтов «Шаолиньского Кэмпо». Любой желающий может позаниматься там и получить (за определённую плату) красочный сертификат о том, что он — адепт «Шаолиня», Сифу, непревзойденный Мастер, лучший боец Вселенной и т. д., и т. п. Это, как понимают все здравомыслящие люди, — не более, чем способ потешить собственное самолюбие.

Истинное же искусство монастыря «Шаолинь-сы» преподается очень немногим, а методики и практики этого процесса для широкой публики остаются недоступными.

Секрет школы

Есть такое выражение, которое, наверное, многие слышали — «секрет школы». Некоторые этот «секрет» ассоциируют с каким-то супер-приёмом, изучив который можно всех побить легко и эффектно. Другие думают, что это некая сокровенная фраза, сказанная на ухо Учителем своему лучшему ученику, после которой он, ученик, обретает, чуть ли не второе рождение и просветление. Но дело не совсем в этом. «Секрет» — это метод передачи знаний. Можно изучить все приемы какой-либо школы, и выполнять их хорошо и правильно, но это не значит, что вы овладели системой этой школы. Это всего лишь видимая часть, не самая защищенная от посторонних людей. Сокрыта именно методика тренировки, методы подготовки тела и духа. Они и являются секретом (яп. Хидэн) любой школы.

Искренне уважая и высоко оценивая деятельность монахов Шаолиня, Школы боевых искусств современности стремятся максимально приблизиться к изначальному монастырскому Кэмпо, как к источнику знания и вдохновения

Здесь можно задать вполне правомерный вопрос: «Почему Бодхидхарма задал направление развития тела именно через боевые искусства?» На эту тему можно лишь пофантазировать.

Во-первых.

Во-первых, он сам владел техникой индийского Кэмпо, и как следствие, именно она была роднее и приятнее для практики.

Во-вторых, в Шаолине приоритетной являлась отработка парной техники, достаточно взглянуть на фреску на одной из стен храма, которую несколько сотен лет хранят как реликвию. На ней изображены тренировки шаолиньских монахов. Примечательно то, что на фреске все работают только в паре или втроем. Одиночное исполнение техники не изображено. Так вот, при отработке техники, с возрастанием скорости атак и их силы, по особой методике достигается интересное состояние. Это состояние можно охарактеризовать «на острие клинка». При этом, все чувства и эмоциональный фон угасают, тем самым перестают искажать восприятие окружающего мира. Другими словами, посредством кулачного боя, при наличии определенной ментальной практики, Сознание выводится на новый, более высокий уровень. В эти моменты происходит полноценное единение тела и духа человека. Он становится целостным, обретая гармонию, спокойствие и силу.

Скорее всего.

Скорее всего, именно этот факт является основной причиной, по которой был сделан выбор в сторону боевого искусства.

Много других систем, которые преследуют подобные цели. Я имею ввиду «единство тела и духа». Но именно боевое искусство, являясь своеобразным экстримом, обладает наивысшим КПД. Когда на высокой скорости  в нос летит кулак или нога. Обладая при этом хорошей силой, то волей-неволей сознание начинает тесно «сотрудничать» с телом. Для того, чтобы избежать неприятностей. Однако не все так просто. Не следует думать. Что придя в зал и начав, друг друга сильно бить, можно достигать правильные состояния. Здесь нужна определенная подготовка сознания. Она достигается в практике сидячей медитации (яп. дзадзэн). И в дальнейшем, практика сидячей медитации и практика динамической медитации (эмбу) идут рука об руку, помогая и дополняя друг друга.

Вот такое сочетание упражнений, направленных на достижение определенного состояния тела и сознания, и является традицией храма Шаолинь, бережно сохраненной и доработанной  в некоторых современных единоборствах.