ИСТОРИЯ

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу

Daito-ryu aikijujutsu  — это одна из самых знаменитых и в тоже время «закрытых» школ самурайских кланов bujutsu. Она берёт начало в далеком прошлом Японии.

Из глубины веков.

  Первые упоминания об Айкидзюцу документально датируются  1587 годом в книге «Хэйхо Огисё», соратника Есимицу, Ямамото Кансукэ. По легенде основателями Айкидзюцу были представители императорской правящей династии Yoshimitsu Minamoto (1056-1127), а именно Ёсимитсу Миномото (Синра Сабуро) и его старший брат Ёсииэ. Вернее, им принадлежит создание направления под названием айки-дзюдзюцу, которое потом переросло в школу дайто-рю айки-дзюдзюцу. Но так же есть предположение, что аналогичное боевое искусство существовало до 1080 года. Братья Ёсимитсу только усовершенствовали и систематизировали стиль, который практиковали в кланы высших японских династий.

Центральный родовой храм Ёсимитсу носил название «Великий Восток» или Дайто, в нём и проводилось обучение Айкидзюдзюцу. Так как в Японии было принято называть школу по имени места, где проходило обучение боевым искусствам, то и название школы определилось как Дайто-рю – «Школа Великого Востока».

По мнению историков, уникальности развития стиля способствовали анатомические исследования, проводимые братьями Ёсимитсу. Они изучали строение и функции человеческого тела вскрывая тела погибших воинов. В своих исследованиях не брезговали и телами казненных. Это способствовало изучению уязвимых мест и строения тела противника, для последующего применения знаний в реальном бою.Более романтичная легенда сообщает, что Ёсимицу долго наблюдал, как самка паука охотится и обездвиживает свою жертву. Это и натолкнуло его на создание боевых техник Дайто.

Искусство Айки ревностно охранялось последователями школы от заимствований других стилей. Даже за показательными выступления школы не могли наблюдать посторонние.

В древние времена рукопашный бой преследовал иные цели, нежели сейчас. Противники носили оружие с доспехами, отсюда в изначальном стиле айки-дзюдзюцу присутствовало минимум ударов руками по корпусу или в голову. Доспехи голыми руками не пробить. Ударить же оружием проще и эффективнее. Зато наличие большого количества бросков и болевых приёмов на конечности  значительно укрепляло боевой арсенал самурая. Удары ногами вообще использовались только для добивания противника на земле.

В Дайто-рю произошло слияние нескольких разных стилей. В те времена этикет являлся связующим звеном между дисциплинами, которым обучается воин.
Уникальной особенностью традиционной культуры японии является наличие школ (рю, рюха) в различных ремеслах и искусствах. Школа это — особая организация, в рамках которой передаётся знание от наставника ученику. Несколько тысяч школ будо возникло в эпоху Эдо, охватывавших все аспекты военного исскуства. До Реставрации Мэйдзи искусство меча было популярнее Дзюдзюцу, которое только начинали применять.
Исключением было только ошикиучи (oshikiuchi – о – правильный, шики – этикет, учи – внутри дома) – секретная техника, или дворцовое искусство ведения боя в закрытом помещении. Именно она стала основой формирования Айкидзюдзюцу, дополненная техникой меча и специфической системой передвижения. Вся жизнь воина была служением сёгуну, он погибал в бою или убивал себя сам, редко умирая естественным образом, поэтому нужна была система дворцового этикета, которая позволила бы снизить уровень насилия внутри клана. Ошикиучи – система которая позволяет обезоружить человека, не причиняя ему вреда. Так как это система борьбы в помещениях, поэтому в ней так много техник в сувари ваза. Она является — «Отомэ рю», то есть стилем скрытым от широких масс, и запрещённым к преподаванию и могла быть использована в том числе для убийства, а не обезоруживания. Это была система защиты, позволяющая сохранять закон, поэтому не надо искать в Айкидзюцу вещи, которых там нет.
Работа с мечом, координация тела, техника запястий — составляет основу Дайторю. Значительное влияние на формирование концепции Дайторю оказала техника короткого меча (tanto), которая была частью школы меча,Тамори рю –разработаннойспециально для защиты внутри помещения. На протяжении веков техника улучшалась и оттачивалась в боях лучшими воинами. Техники тщательно хранились в тайне вплоть до конца девятнадцатого века
К обучению стиля допускались только представители высшего сословия.

Айкидзюцу относися к «секретными искусствами» — Отомэ-рю (Госикиути). В ту эпоху знания боевых искусств было тайным и передавалось только внутри клана.

Эта традиция чуть не стоила забвения стилю: когда в 1582 году последний воин рода совершил сэппуку после поражения в битве, знание оказалось почти утерянным. К счастью, чуть ранее знания были предусмотрительно переданы в другой клан — Айдзу.

Именно через самураев этого клана, знания передавались из поколения в поколение и попали к Сокаку Такэде, который являлся дальним родственником Ёсимицу и познакомил с ней мир. Дайторю стало основой для многих современных стилей и направлений в Айкидзюцу.

Одним из разделов Дайто является «Муто Дори» — защита пустыми руками от вооруженного противника. Помимо этого, для Айкидзюцу характерна техника с оружием: мечом, клевцом (боевым багром), шестом и т.п. Атака в Айкидзюцу проводится мгновенно, приемы выполняются стремительно, на максимальной скорости.

Практически все техники Айкидзюцу смертельны, не оставляя противнику шансов выжить.

Искусство учит работать в 3-х плоскостях, а это регулярно выводит противника из равновесия.

«Ни один элемент в Айкидзюцу не должен носить показной характер, все прикладные техники должны приносить результат мгновенно».

Айкидзюцу занимались многие мастера, в последствии создавшие собственные стили.

В том числе основатель Айкидо Морихэй Уэсиба, создатель Хапкидо Чхве Ён Суль, основатель современного Каратэ, и многие другие.

Начало нашего времени

Сокаку родился году в клане Такэда в 1859, он вобрал в себя мастерство серьезных бойцов отца и деда, владевшими айки-дзюдзюцу Дайто-рю и многими другими боевыми искусствами. Получив суровую закалку в семье, Сокаку решил путешествовать по Японии, бросая вызов известным мастерам попадавшимся на пути. Причём с мастерами он бился только их техникой, на мечах, шестах, бросками или ударами.

Сокаку Такеда

В то время считалось нормальным калечить противника в тренировочном спаринге. Но Сокаку, почти всегда выходил из боя победителем, без серьёзных травм оставался . Это этим он заслужил большой почет и уважение, а так же много последователей из высшего сословия. Он так же брался тренировать полицию и представителей армии. Это давало ему доход и известность.

Но в начале XX века в Японии старые традиции вошли в столкновение с модными западными веяниями. Сокаку сложно ужиться с этим. Он был консервативен и вспыльчив. На его примере можно проследить основные конфликты того времени: классовые, национальные и даже международные.

В одном случае Такеда схватился с дорожными рабочими количеством пятьюдесят человек и убил нескольких из них. А в те времена дорожные рабочие сбивались в банды и в свободное от работы время грабили и хулиганили. Тогда даже полиция списывала травмы, полученные в драках с ними, на естественные причины, чтобы не портить статистику. В такие бригады вступали опустившиеся, безработные самураи. Публика очень опасная и жестокая.

По «официальной» версии на Сокаку бандиты напали, но пытался решить все мирно, бросив нескольких из них на землю. Но противники схватились за оружие мечи, тяпки и палки с крючьями. Мастер достал свой меч и ранил еще нескольких, выйдя из схватки победителем и доказал, что он может быстро переходить от безоружной схватки к оружию.

По версии же (Донна Дрэгера), историка боевых искусств, который ссылается на записи  полиции, Сокаку ходил по улицам современного города со старинным мечом, и когда рабочий спросил, зачем он так делает — нагрубил ему. Началась драка, и Такеду, несмотря на его мастерство, повалили на землю и стали пинать, его спасла полиция, разогнав толпу и отправив мастера в больницу. На месте обнаружили двенадцать убитых и кучу раненых —Сокаку успел применить меч. Так что поражение не вовсе не бесславное, хоть и далеко от легенды.

Сокаку тренировал полицию и многих людей из высшего света, и они помогали ему избежать наказания за частые проступки.

В 1910 году, Такеда посетил одну провинцию, где где бесчинствовал один разбойник. Он затерроризировал всех настолько, что те боялись по вечерам появляться на улице. Но однажды он исчез, а немного погодя был найден мертвым, воткнутым головой в грязь, рядом с дорогой, по которой любил ходить мастер. Среди жителей поползли слухи о мастере, который жестоко расправляется с разбойниками. Полиция не стала расследовать это дело, радуясь, что проблема решена чужими руками.

В 1904 году произошла ещё одна история, которая вывела известность о Дайто-рю Айкидзюдзюцу  за пределы Японии. Во время путешествия, в элитном вагоне поезда вместе с мастером, оказался американский учитель Чарльз Пэрри, которому не понравилось, что вместе с ним едет бедно одетый субьект похожий на нищего. Пэрри пожаловался проводнику и потребовать выдворить нищего. После проверки билета, Сокаку сильно оскорбился и потребовал извинений от американца. Тот обладая ростом в 180 см (у Такэды 1м50см), попытался ударить мастера. И тут же был наказан.

Кулак оказался в стальных руках Сокаку, применив воздействие на болевую точку мастер заставил взвыть того от боли и впечатал в стену вагона. Шокированный американец очнувшись, извинился и стал просить научить его этим приёмам. На родине он рассказал о случившемся. По его просьбе Сокаку вместе с ним отправил своего ученика. Ученик мастера три года обучал искусству Айкидзюдзюцу президента  Рузвельта и членов американского правительства.

Знания Сокаку Такеда передал своему сыну, Токимунэ Такэде, а после его смерти в 1993 году школа разделилась на пять направлений: Хиса, Роппокай,Токимунэ, Хорикава, Сагава.

 

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу сегодня

Сейчас Дайто-рю это жесткое традиционное будо, где учатся бросать, бить и ломать противника. Техники Айкидзюцу зависят от школы и направления, но общее — это максимальная жесткость и эффективность, чреватая для соперника. Много уделяется внимания броскам, захватам, удержаниям, болевым приемам, чаще на кисть и локтевой сустав. Удары руками очень жесткие, но в основном применяются, для того чтобы сблизится для броска или захвата. Удары ногами используют для добивания противника на земле.

Проблема, в изучении таких стилей, в том, что из-за травматичности приемов, у нет возможности проведения спаррингов на реальной скорости. Полноконтактные соревнования не возможны без серьёзных травм. Таким образом, смертельные и травмирующие приемы не могут быть отработаны в должной степени, так как ученики постигают искусство при слабом сопротивлении противника. Согласно многовековому опыту, в ситуации уличной драки срабатывают лишь приемы, которые нарабатывались, в условиях жёсткого спарринга и стресса. Приемы, отработанные на груше или слабом противнике не дают полноценного опыта. Впрочем, для рядового хулигана, современной техники Дайто-рю Айки-дзюдзюцу вполне хватит. Остальное зависит от вашего желания и настойчивости.